В мире 3D-технологий, сканирование – это инь для янь 3D-печати. В то время как принтер превращает компьютерные модели в реальные вещи, сканер превращает реальные вещи в компьютерные модели. Наряду с моделированием на основании набросков, 3D-сканирование – при котором настоящая деталь сканируется для получения модели в компьютере – еще одна технология для подготовки прототипов для последующей печати.
Продвинутые 3D-сканеры доступны, но они могут быть достаточно дорогими, а иногда и дороже профессиональных 3D-принтеров.
К счастью, сегодня имеются домашние 3D-сканнеры, с помощью которых можно добиваться выдающихся результатов. Сегодня существуют три способа сканирования: лазерное линейное сканирование, структурированно-освещенное сканирование и моделирование на основе сканирования изображения.
Лазерное линейное сканирование.
Наверное, самый популярный метод сканирования для персональных сканеров. Он получает данные о модели путем освещения его лазерным лучем. Такие сканеры лучше всего работают при нейтральном фоне – например, полностью белом заднике, поставленным под углом 90 градусов. Такой фон недорого изготовить, а сканеры, работающие на этой технологии, дешевы. Дополнение в виде поворачивающейся на 360 градусов платформы, на которой может стоять сканируемая модель, может значительно повысить качество сканирования.
Когда все подготовлено, Вы просто отключаете свет, освещаете модель лазером со всех сторон, все остальное делает программное обеспечение.
Хотя и возможно использовать, например, MATLAB для преобразования сырых полученных таким образом сканированных изображений в полноценную 3D-модель, с 2006 года немецкая компания David Vision Systems начала разрабатывать специальное недорогое программное обеспечение для данных целей. Данное программное обеспечение моделирует 3D-модель в реальном времени, и Вы сразу видите результат своей работы. Оно компонует изображения, полученные под разными углами, и формирует 3D-модель в удобном для Вас заданном формате. Последние версии ПО поддерживают и структурированно-освещенное сканирование (см ниже). Для пробы Вы можете использовать даже бесплатную trial-версию.
Структурированно-освещенное сканирование
Этот метод комбинирует световой проектор, цифровую камеру и программу для анализа изображения для процесса 3D-сканирования, и в общем, данный метод быстрее лазерного линейного. Дополнительный плюс – нет необходимости готовить фон сзади. Проектор накладывает на сканируемую модель определённый световой рисунок, зачастую это сетка из светлых и темных полос, для того чтобы программа могла определить формы и координаты объекта в зависимости от того, как исказился на нем световой рисунок. Световой рисунок может быть как видимым, так и выполнен в виде инфракрасного излучения, которое Вы даже не заметите.
Инфракрасное сканирование имеет свои плюсы, например, так как это излучение не конфликтует с внешним световым излучением. Например, устройство компании Microsoft Kinect для игровой платформы XBOX, использует именно метод структурного освещения посредством инфракрасного излучения.
До начала использования инфракрасного излучения повсеместно использовался обычный видимый цвет. С помощью этой технологии, например, был снят клип группы Radiohead на песню «House of Cards» в 2008 году. Программное обеспечение, поддерживающее работу с структурированно-освещенным сканированием, - ПО компании David, как было упомянуто выше, а также программа ThreePhase, утилита, разработанная специально для работы со структурированно-освещенным сканированием. Большинство программ обычно пишутся для Mac OS X, но ThreePhase может работать на всех платформах – Mac OS, Windows, Linux.
Однако после представления компанией Microsoft в 2010 году устройства Kinect, процессы сканирования в домашних условиях сильно изменились. Спустя несколько лет разработок, а также вложенных в его исследование миллионов долларов, получилось устройство Kinect, состоящее из пяти элементов: правый и левый микрофоны, RGB-видеокамера, проектор инфракрасного излучения, и монохроматический датчик, подходящий для лазера. Пара датчик/лазер и позволяет совершать сканирование и анализ движения человека.
Вообще, выход устройства Kinect подтолкнул многих к развитию данной технологии, в том числе и в сфере 3D-сканирования. На фоне этого, а также недорогой цены устройства, интерес к структурированно-освещенному сканированию видимым светом совсем пропал. Kinect является невероятно мощным устройством за очень дешевую цену и является прекрасной альтернативой видимому свету. На момент написания статьи сенсор Kinect стоит около 100 долларов.
Среди всех программ для 3D-сканирования, одна из лидирующих – программа ReconstructMe австрийской компании Profactor. Это качественный коммерческий продукт, который легко может быть использован в личных целях. ReconstructMe сканирует модель сразу в своих реальных масштабах, поэтому дальнейшего масштабирования не требуется. К сожалению, доступна программа только для Windows.
Программ Skanect от французской компании Manctl – еще одна популярная программа, причем работает как с Windows, так и с Mac OS.
Моделирование на основе сканирования изображения
Если у Вас есть много фотографий одной и той же детали со всех углов, то специальное программное обеспечение преобразует их в 3D-модель. Такой метод иногда называется фотограмметрическим, и он часто использовался в судебной экспертизе для анализа места преступления, автомобильных катастроф и т.д. на основе обычных 2D-фото. В этом методе самое важное - правильно выбрать фотографии, углы съемки, а также подобрать необходимое программное обеспечение.
Программы типа PhotoModeler от компании Eos Systems, D Sculptor от David, а также 123Catch от Autodesk делают процесс выбора якорных точек для совмещения фотографий и последующего получения 3D-модели очень простым.
Такое моделирование работает лучше всего, когда у Вас есть полный доступ к объекту и возможность делать неограниченное количество фотографий. Чем больше фото, чем лучше освещение и чем правильнее выбраны углы съема фото – тем более качественными и четкими получатся модели.
При хорошем соблюдении всех описанных выше факторов, программы сами находят способ соединения фотографий для получения модели, и вмешательство человека не требуется вовсе.
Что же мне использовать?
Выбор одного из трех описанных выше методов основывается на том, какое Вы имеете оборудование, модели какого размера Вы собираетесь сканировать, а также доступа к объекту – возможности поворачивать и осматривать модель со всех сторон. Если Вам необходимо какое-то грубое правило для начала, то используйте лазерное линейное сканирование для небольших моделей (размером меньше человеческой головы), для объектов среднего размера – структурированно-освещенный метод, а для чего-то большого (например, для декораций) оптимальным выбором будет моделирование на основе сканирования изображений.